пятница, 7 января 2022 г.

1980: итоги года

 1980: итоги года


     Сложно поверить, но долгий 1980 год наконец закончился. Начну по традиции с цифр. 47 игр (на 16 больше, чем в 79) было рассмотрено в рамках этого блога. Не все они заслужили полноценную статью. Иногда об игре бывает просто нечего сказать, и теперь вместо того, чтобы вымучивать из себя текст для таких продуктов, я стал записывать геймплейное видео и оставлять на YouTube-канале Silicon Darwin Archives. Платформ оказалось чуть меньше за счёт увеличившейся доли игровых автоматов. Вероятно, это и правда отражает положение дел на рынке в то время, ведь уже начал набирать обороты случившийся после Space Invaders аркадный бум. На их долю пришлось аж 30 игр, почти весь 79 год. Оставшиеся позиции поделили Apple II (8), Atari 2600 (4), Commodore PET (3); и по единичке выпало на 8-битных компьютерах Atari и ОС Unix. Географически разработчики опять поделились на США (29) и Японию (18); последняя при этом доминировала на рынке игровых автоматов, а США - во всех остальных нишах. Если говорить о наиболее плодовитых компаниях, то в первую очередь на ум приходят три названия: Atari (8), Namco (5) и Midway (3).


Экшен/шутеры (не космические)
Жанр, который дал в этом году богатый и разнообразный урожай. Здесь и живая (до сих пор переиздаётся!) классика Berzerk, и не менее классическая Missile Command. Во втором эшелоне - неплохие, но вторичные Armor AttackHeli FireNavaroneSpectar и Polaris. Для любителей экзотики есть фэнтезийные Wizard of WorKing & Balloon и Sasuke vs. Commander. В хвосте бредут на заплетающихся ногах уродцы  Phantoms FiveTarg (недоделанный Spectar) и N-Sub. Не побоюсь прослыть конформистом и скажу, что мои симпатии - с Berzerk. За напряжённый, но вдумчивый геймплей и облегчение моей клаустрофобии, которая обострилась от игры в одноэкранные шутеры.





Экшен/шутеры (космические)
И здесь по традиции огромная пачка игр: Space Firebird, Astro Fighter, Moon Cresta, Space Zap, Phoenix, Stratovox, Asteroids Deluxe, Radar Scope и Space Invaders II. Самыми приличными из них оказались Phoenix и Radar Scope, но так как я люблю космические шутеры за огромных боссов, то победа -- за Phoenix.





Экшен/аркады
Сюда я решил отнести все игры, для которых нужны хорошие рефлексы, но которые при этом не сводятся к отстрелу недругов. Убийство врагов другими способами, впрочем, разрешено. В этой категории у нас тоже богато. Есть симулятор пьяной драки в феодальной Японии Samurai и охоты там же на пришельцев Heiankyo Alien; одинокий протоплатформер Space Panic и гоночная Rally-XCrazy BalloonMaze Craze: A Game of Cops 'n Robbers и Kaitei Takara Sagashi, и наконец старый добрый Pac-Man. На этот раз решение не будет очевидным. Несмотря на то, что Pac-Man -- суперпопулярная игра и немало способствовала аркадной революции, сама по себе она принадлежит к тупиковой ветви одноэкранных "догонялок" в лабиринте. А вот Space Panic -- предтеча Lode Runner, и через неё -- платформеров, расцвет которых произошёл намного позже.





Экшен/шутеры от первого лица
И здесь у нас, как ни удивительно, целых два представителя: футуристическая Battlezone и посвящённая воздушным боям Первой Мировой Red Baron. Обе игры по сути достаточно примитивные стрелялки, но первая выполнена на более высоком уровне, так что -- Battlezone.






RPG/адвенчуры
На этот раз я решил объединить вместе традиционные RPG и адвенчуры, более близкие к Legend of Zelda. Наверное, это будет самый сложный выбор. Здесь нет ни одного откровенно проходного или вторичного проекта. Адвенчуры представляют предок LoZ Adventure и хаотичная, хоть и пошаговая, Fracas. RPG: Akalabeth: World of Doom, Rogue, Eamon, Odyssey: The Compleat Apventure, Dunjonquest: Hellfire Warrior. Выбор чертовски тяжёлый, но наверное для меня главной игрой в этом жанре стала Odyssey: настолько масштабного и разнообразного геймплея ни одна из соперниц (кроме разве что Rogue) обеспечить не смогла.





Тактика
Эту нишу полностью заняли бастарды серии Dunjonquest Rescue at Rigel и Star Warrior. Обе игры мне одинаково омерзительны, поэтому выбирать победителя я предоставлю тебе, читатель.






Стратегии
И здесь у нас один номинант, это продолжение стратегической серии Дага Карлстона Galactic SagaGalactic Revolution. На этот раз вместо войны и торговли игроку предстоит заниматься политикой - добиваться поддержки разных групп населения, переманивая вражеские миры на свою сторону.


Спорт
как всегда представлен играми с незамысловатыми названиями Boxing и Golf. Впрочем, гольф оказался переделкой игры из прошлого года, так что победа достаётся Boxing.

Редкий случай, когда изображение на обложке
выглядит точно как скриншот из игры



Симуляторы
В этот раз сюда попали три странных игры. Первая -- симулятор "угадай, в какой руке" Boswain; вторая -- зарисовка из жизни погодных магов (или безумных учёных) Ouranos!; третья -- доисторическая Plague.Inc Epidemic. Все три игры вышли на Commodore PET и, честно говоря, больше похожи на упражнения студентов младших курсов в программировании. В виду этого называть здесь победителя я тоже не стану, хотя идея ссоры двух управляющих погодой чуваков лично мне кажется наиболее остроумной.




И на этом 1980 год объявляю закрытым! Как водится, на переломе дам обещание: увеличить частоту выхода статей и не забрасывать блог. Увидимся в 1981!

1 комментарий:

  1. Уф, бложик ожил... Я было уже подумал, что помер. В наш мир тик-токов и всех этих мессенджеров так приятно иногда окунуться в чтение какого-нибудь авторского блога, коих сейчас днём с огнём не сыщешь.

    ОтветитьУдалить