воскресенье, 4 августа 2019 г.

№98: Fracas (1980)

Fracas




Жанр: ролевая игра/адвенчура
Темы: фэнтези-винегрет
Страна: США
Платформы: Apple II
Разработчик: Стюарт Смит (Stuart Smith)
Издатель: Quality Software



     "Fracas" в переводе на русский означает "грохот", а ещё "ссора" или "шумная драка". Название отлично передаёт дух игры Стюарта Смита: несмотря на то, что формально она принадлежит к интеллектуальному и неторопливому жанру пошаговых RPG, в процессе невольно начинаешь представлять что-то похожее на драки из фильмов с Джеки Чаном.

Для начала Fracas предлагает создать от одного до восьми персонажей. Кроме распределения очков атрибутов для каждого нужно выбрать принадлежность к одной из шести команд и уровень брони. Разные команды нужны для того, чтобы несколько игроков могли соревноваться друг с другом в режиме hot seat. Впрочем, это необязательно. Можно играть одним героем или создать себе отряд из восьмерых. Выбирая уровень брони, нужно учитывать, что чем он выше - тем сложнее персонажу будет попасть по врагу и тем медленнее он будет двигаться.


Я создал четверых героев и назвал их Агриппа, Вильгельм, Адсон и Бернард. Плюсик тому, кто опознает, к какому произведению отсылают имена. Персонаж во Fracas описывается восемью параметрами, давайте попытаемся с ними разобраться. Будет сложно, так как мануала к игре я не нашёл.

Life force и Strength выступают как текущий и максимальный соответственно уровень здоровья. Возможно, Strength ещё влияет на наносимый урон, но это не точно.

Skill - что-то вроде ловкости. Определяет, насколько часто персонаж попадает по врагу и уворачивается. После выбора уровня брони Skill уменьшается на его удвоенное значение.

Weapon, вероятно, обозначает урон оружия. Насколько мне известно, изменить его после начала игры нельзя.

Armor показывает, сколько единиц урона от успешной вражеской атаки будет поглощено.

Move - количество очков перемещения на один ход. Столкновение с врагом или подбирание сокровищ завершают ход независимо от оставшихся ОП. После выбора уровня брони Move уменьшается на его значение.

Alliance показывает, к какой команде принадлежит персонаж. Всего игрокам доступны шесть команд. Монстры в игре тоже имеют свои команды, но не могут входить в команды игроков. Монстры из разных команд при встрече будут драться друг с другом.

Ducats - Деньги. В игре, как я понимаю, не используются. Нужны только как элемент соревнования между игроками. Каждый персонаж начинает с 0 дукатов.

Начало игры. Первый ход - Вильгельма, который начинает в комнате под названием Nose Nothing.
Список доступных действий всегда на экране.

Во Fracas нет конечной цели и предыстории (насколько мне известно). Как писал в своей статье CRPGAddict, который руководство видел, игроку предлагается самому придумать для себя некий квест. Например, набрать энное количество золота или убить определённого монстра.

При создании героя игрок может выбрать, окажется тот в начале партии в стартовой комнате или случайной. Я выбрал для всех четверых случайную и поставил себе цель: всех убить и всё отнять. Дальше будет пересказ событий в моей первой игровой сессии. Думаю, только так можно передать хаотичную природу геймплея Fracas.

Вильгельм начинает в комнате Nose Nothing (странное название прояснилось чуть позже) и, попытавшись выйти в дверь, заклинивает её.

Синие точки - мои персонажи, землистая - сокровище, все прочие - монстры. При входе в комнату
игра показывает, сколько в ней золота.

Адсон начинает в комнате Unseeing Eye, где гаргулья охраняет 900 дукатов. С самоуверенностью молодости он кидается на монстра. Тем временем Бернард начинает партию в комнате Flee!! в компании Хоблина Хобгоблина, гоблина Гортека и гоблина Джорджа. В начале следующего хода они зажмут его в углу комнаты, не дав убежать.


Агриппа стартует в магическом смерче Magic Tourbillion, в котором нет ничего кроме восьми выходов. Агриппа наугад выбирает дверь и попадает в Elysium, в центре которого отдыхает гигант. Агриппа оказывается прямо на нём, скатывается вниз и, вспомнив о своей цели, со всего маху рубит гиганта мечом. Мимо. Следующие несколько ходов Агриппа будет безуспешно пытаться попасть по неподвижно лежащей туше: очевидно, стихия Агриппы - не сражения.

В центре - Magic Tourbillion, левее и выше - Elysium.

Вильгельм наконец справляется с дверью и выходит в Deadly Caverns, где кроме двух стопок монет его поджидает каменный человек. Deadly Caverns интересны тем, что внутренние двери там - телепорты, которые кидают игрока то в один, то в другой конец пещер. После нескольких ходов пряток с каменным человеком тот выходит через левую дверь. Вильгельм идёт следом.

Rockman не попал на скриншот из-за мигания. Он стоит в самой правой камере пещер.

Удача отворачивается от Адсона. Самый молодой из компании погибает от нескольких ударов гаргульи, так и не выйдя из стартовой комнаты. Тем временем Бернард умелым выпадом убивает гоблина Джорджа и открывает себе путь к выходу из комнаты. Агриппа же всё ещё машет мечом возле спящего гиганта.

Гоблин Джордж отошёл в лучший мир, и его 7 дукатов теперь принадлежат Бернарду.

Вильгельм вслед за каменным человеком попадает в комнату Skull Rocks, где помимо них уже обитает прыгающий булыжник Bouncing Rock. Ближайшие десять или около того ходов два каменных существа будут бороться друг с другом, а Вильгельм, проявляя хитрость достойную Одиссея, будет поддерживать то одного, то другого. Перевес сил будет на стороне каменного человека, поэтому Вильгельм в паре с прыгающим камнем победит его, а затем добьёт ослабленный булыжник. Во время боя я узнал, что развитие персонажей во Fracas всё-таки есть. За действия вроде удачных атак, сбора сокровищ или даже переходов из комнаты в комнату игра повышает скрытый от игрока счётчик опыта и время от времени предлагает повысить на единицу Skill или Strength героя.

Это эпическое трёхстороннее сражение затянется надолго.

Агриппа наконец-то попадает по спящему гиганту и будит того. Получив оплеуху, Агриппа понимает, что второй не переживёт, и убегает в южную дверь. Бернард же, разогнав оставшихся гоблинов, ретируется в дверь к западу и неожиданно оказывается в комнате с рассерженным гигантом, откуда только что сбежал Агриппа. Чудом проскользнув под хуком гиганта, Бернард бежит следом за Агриппой, и оба оказываются в комнате Unseeing Eye, рядом с телом Адсона и гаргульей. Компаньоны решают, что вдвоём справятся с монстром и атакуют с двух сторон. К сожалению, чудовище оказывается им не по зубам. Оно ранит Бернарда и тот начинает отступать. Более бронированный Агриппа пытается отвлечь гаргулью, но Бернард опрометчиво останавливается, чтобы подобрать монеты. На следующем ходу монстр оглушает его, а ещё через ход добивает, несмотря на сопротивление Агриппы. Последний, увидев смерть товарища, убегает в восточную дверь и попадает в комнату See to Eternity в компании сбежавшего от Бернарда Хоблина Хобгоблина и циклопа.

Агриппа бьётся с хобгоблином, пока Вильгельм с прыгающим булыжником охаживают каменного человека.

Агриппа добивает хобгоблина, но, увидев приближающегося циклопа, сбегает в дверь на западе и телепортируется в Nose Nothing, где начал игру Вильгельм. Агриппа повторяет его путь, пройдя через Deadly Caverns, и выходит в Skull Rocks. В этот момент становится видно, что комнаты на экране организованы в виде черепа: отсюда и части лица в названиях. Отдохнув и восстановив силы, оставшиеся вдвоём товарищи выходят в южную дверь.


Компаньоны попадают в Morthril Mountains, где обитает дикий медведь и охраняет 900 дукатов курганное умертвие Barrow Wight. Тут становится понятно, что прокачавшийся в бою с каменными монстрами Вильгельм превращается в неостановимую машину смерти: он за пятнадцать ходов разделывает и медведя, и призрака, при этом не получив ни царапины. Агриппа ошивается рядом, но особой пользы не приносит. Странно, но мне показалось, что Вильгельм получает повышения параметров намного чаще, чем Агриппа, который тоже время от времени попадает в цель. Возможно, это просто иллюзия.

Вильгельм получил уровень.

Отправившись на север, компания попадает в городской парк, где Вильгельм под одобрительные крики Агриппы разделывает Джека Потрошителя. Оттуда друзья входят в Granary, где сытно обедает шестёрка крыс: Спиди Гонсалес, Серая Мышь, Рэтсо, Жирная Крыса, Большая Крыса и Самая Большая Крыса. Надо ли говорить, что серые шкурки скоро украсили пояс Вильгельма.

И вот наконец-то бинго! Севернее амбара оказалась Kiljoy's Treasury с 2000 дукатов и одиноким стражем, который скоро пал под могучими замахами Вильгельма и вялыми шлепками Агриппы. В соседней комнате безжалостная парочка без колебаний разделалась и с самим зажиточным лордом Килджоем, хозяином сокровищницы.

Лорд Килджой ещё не понял, с кем связался. Однако убивавшая до этого только чудовищ парочка
легко переключилась на людей!

Здесь, рядом с хладными телами ни в чём не повинного аристократа и его слуги, мы и оставим двоих обезумевших от крови маньяков. Я получаю огромное удовольствие от игры! Пожалуй, первый раз за время существования этого блога я получил подтверждение, что затея того стоила.

Продолжение

Комментариев нет:

Отправить комментарий