воскресенье, 13 сентября 2020 г.

№116: Pac-Man (1980)

 Pac-Man




Жанр: догонялки в лабиринте
Темы: еда
Страна: Япония
Платформы: игровой автомат
Дата выxода: 22 мая 1980 года
Разработчик: Namco, Тору Иватани (Toru Iwatani)
Издатель: Namco (Япония), Midway (США/Канада)
Потомок: Rally-X

     Наверное, самое неблагодарное для ретроблогера дело -- писать о признанной классике. Что ещё я могу сказать о произведении, о котором до меня писали сотни журналистов, обозревателей и простых пользователей? Повторять дифирамбы за предшественниками? Или наоборот в пику им искать изъяны? Натужно оригинальничать? Самым честным мне кажется предложить небольшой исторический очерк и дополнить его моим личным опытом общения с игрой.

Появление в семидесятых Space Invaders определило игровой ландшафт на целое десятилетие. Количество шутеров на космическую тематику за это время превысило все разумные пределы. Да хотя бы пролистайте назад мой блог: каждая вторая игра -- подобной тематики. Надо ли говорить, что такие милитаристские забавы привлекали в основном мужскую аудиторию. На неохваченные девичьи массы обратил внимание сотрудник Namco Тору Иватани. "Чем же привлечь эту новую аудиторию?" - подумал он - "Что интересует женщин?... Женщины любят... всё милое... и... еду! Няшность и еда!" Придя к этому сексистскому заключению, Иватани принялся сочинять диздок.

Идея постепенно трансформировалась и обрастала деталями. Заполенное едой пространство приняло форму лабиринта, сама еда -- точек, а идея ненасильственного геймплея чуть-чуть подвинулась, пропустив преследователей-привидений, милых, но всё же опасных. Последние со временем тоже обзавелись характером и даже именами: Блинки, Пинки, Инки и Клайд. От концепта до первого готового автомата прошёл год и пять месяцев, что для тех времён было невероятно долго. Кроме того, это был один из немногих случаев, когда в разработке участвовало больше одного человека. Кроме Иватани над Pac-Man работали программист, композитор, инженер-схемотехник и ещё шесть человек.

Тестовый автомат с получившейся игрой был установлен в одном из кинотеатров Токио и... не вызвал восторга публики. Положение спасла компания Midway, занимавшаяся в то время распространением в США японских игровых автоматов. Американской публике пришлись по душе пацифистская тематика и мультяшное оформление игры, что подтверждают продажи в 100 тысяч устройств только за первый год. Для индустрии это стало важным сигналом: популярными могут быть не только игры на военно-космическую тематику. Что же, не буду затягивать исторический экскурс сверх необходимого, давайте посмотрим на Pac-Man.


Игра начинается с короткого вступительного ролика, представляющего персонажей и объясняющего правила. После этого игрок в роли жёлтого пакмэна оказывается в лабиринте.


Как и в большинстве ранних аркад, в Pac-Man всего одна цель: набрать побольше очков. Последние можно получить несколькими способами. Самый очевидный - поедать точки. Маленькая стоит 10 очков, большая, называемая "энерджайзером", 50. Кроме того, энерджайзер ненадолго превращает пакмэна в берсерка, способного съесть даже привидение. Первый съеденный в этом режиме призрак приносит 200 очков, следующие -- 400, 800 и 1600. Последний способ обогатиться -- собрать появляющийся на время под комнаткой с призраками бонус-фрукт, стоимость которого растёт с каждым уровнем.


Несколько слов о противниках. Призраки различаются не только цветом и именами, но и манерой поведения. Красный Блинки -- самый настырный и прямолинейный, он просто движется к той точке, где в данный момент находится пакмэн. Розовый Пинки пытается действовать на упреждение и предугадывает траекторию пакмэна. Поведения Инки я не понял, а Клайд -- стеснительный сталкер, который преследует игрока, когда он далеко, и убегает, когда близко. Кроме того, когда пакмэн съедает энерджайзер, привидения пугаются, синеют и разбегаются от него. Подробнее об особенностях поведения привидений и стоящих за ними механиках вы можете прочитать в Википедии. Привидения, как и сам пакмэн, не имеют оружия, их единственный способ атаки -- касание. Игра продолжается до тех пор, пока игрок не растратит таким способом все жизни (впрочем, существует ещё "ошибка 256 уровня", но из обычных игроков до неё никто не доберётся).


Раунд заканчивается, когда съедена последняя точка. К сожалению, от уровня к уровню меняется только сложность, сам лабиринт статичен. Впрочем, это вкупе с реактивным поведением привидений позволило некоторым ушлым игрокам разработать "шаблон" прохождения уровней -- набор движений, при котором пакмэн соберёт все точки и не столкнётся ни с одним из преследователей.

Интересно ли сегодня играть в Pac-Man? Интересно. Игровой процесс быстрый и ненапряжный. Есть возможность играть вдвоём по очереди. Графика на высшем для своего времени уровне -- Namco грамотно использовали возможности цветного VGA-дисплея. Все персонажи анимированы: пакмэн щёлкает пастью, привидения колышутся и вращают глазами. Каждые несколько уровней для разрядки обстановки игра показывает одну из трёх юмористических сценок с теми же героями. Звук на твёрдую пять. Начало игры и антракты сопровождаются симпатичными мелодиями. Даже звук, с которым пакмэн глотает точки, не раздражает, а это происходит чуть меньше, чем 100% игрового времени.

Напоследок хорошая новость: Silicon Darwin обзавёлся своим ютуб-каналом. Там будут размещаться записи геймплея и, возможно, полные прохождения. Постепенно я добавлю ролики и к старым статьям, а пока -- первый уровень Pac-Man.



Комментариев нет:

Отправить комментарий