вторник, 4 июля 2017 г.

Space Invaders (1978)

Space Invaders


Обратите внимание, на флаере изображены гуманоидные монстры, которых
нет в игре. По словам самого Нишикадо автор изображения мог отталкиваться
от оригинального названия игры Space Monsters, которое было позже изменено.


Жанр: аркада, шутер
Темы: космос, научная фантастика, пришельцы
Страна: Япония
Платформы: игровой автомат
Дата выхода: июль 1978 года
Разработчик: Taito
Дизайнер: Томохиро Нишикадо (Tomohiro Nishikado)
Издатели: Taito, Midway, Leisure & Allied Industries
Предок: Breakout
Потомки: GalaxianCosmic GuerillaGORFSpacechase
Часть серии Space Invaders:
     Space Invaders
     Space Invaders Part II

     Пересказывать историю грандиозного успеха Space Invaders - дело неблагодарное. Множество людей уже делали это, и более талантливо. Долг однако заставляет меня попробовать.




    Томохиро Нишикадо потратил год на обдумывание концепции игры и разработку аппаратного обеспечения. Как говорил сам мастер, источниками вдохновения для него были Война миров Уэллса, Звёздные войны и, внезапно, Breakout. Из последней Нишикадо взял раскладку игрового поля с рядами разрушаемых блоков сверху и управляемой игроком платформой снизу. Идея однако была в том, что игрок должен отстреливаться от наступающих рядов противника, и поэтому неподвижные блоки Breakout нужно было заменить на движущиеся мишени. Среди опробованных вариантов были танки, корабли и даже самолёты. Какие-то варианты оказались слишком скучными, какие-то невыполнимыми по техническим причинам (железо не позволяло реализовать сложные траектории движения истребителей, например). Самым простым в исполнении оказался вариант с людьми, но делать игру про массовое истребление пехоты маэстро показалось аморальным. Увидев журнал, посвящённый Звёздным войнам, Нишикадо решил попробовать вариант с пришельцами.




Враги в игре напоминают разнообразных морских тварей, и это неслучайно. Костяк армии пришельцев (нижние два ряда) Нишикадо придумал под влиянием Войны миров Уэллса.




Нишикадо пытался изобразить инопланетный треножник в виде сверху-спереди, но получившийся спрайт скорее напоминал толстую медузу, поэтому остальные противники тоже переняли морскую тематику: посередине обосновались крабы, а самый верхний ряд заняли кальмары. Идея платформы с мячиком из Breakout тоже претерпела изменения. Нужно было дать игроку возможность свободно отстреливаться от наседающего врага, поэтому решено было вместо ракетки для пинг-понга дать ему лазерную пушку с неограниченным боезапасом .А чтобы истреблять пришельцев было чуть комфортнее, добавили четыре защитных бункера, которые в процессе игры разрушались под выстрелами неприятелей и игрока.




Что же касается собственно игрового процесса, то, как было заведено в то время, цель игрока -- набрать самый большой в округе счёт и похвастаться им перед друзьями. Строй пришельцев, двигаясь влево-вправо, постепенно снижался и постреливал в игрока; его же задачей было истребить противника, не дав ему дойти до нижнего края экрана. Тут кстати аппаратные ограничения помогли Нишикадо найти верное дизайнерское решение. Дело в том, что используемый в игре процессор не справлялся с отрисовкой такого количества спрайтов, и игра существенно замедлялась -- но по мере того, как ряды противника сокращались, игра становилась всё быстрее и быстрее. Вместо того, чтобы компенсировать это увеличение скорости, автор решил сделать это фичей для усложнения геймплея.




Время от времени по экрану пролетал красный Mystery Ship, за уничтожение которого игроку давали много очков. Как только все противники были повержены, начинался новый раунд с более агрессивными пришельцами. Продолжаться это могло до тех пор, пока у играющего не заканчивались жизни (одна дополнительная давалась за 1500 очков, но на этом всё) или терпение. Максимальный счёт в игре - 9990 очков, после этого счётчик переполнялся и начинался заново.

В игре приятно всё: анимированные спрайты пришельцев, хорошее управление, звук. На звуке стоит остановиться поподробнее. Space Invaders - первая игра с фоновым звуковым сопровождением. До этого разработчики делали только коротенькие вступительные или завершающие мелодии. Здесь же коротенький луп, похожий на биение сердца, сопровождал сам игровой процесс. Более того, он ускорялся по мере того, как ряд пришельцев приближались к игроку. Думаю, второй случай интерактивного саундтрека мне встретится ещё не скоро. Игра вышла настолько популярной, что некоторые в Японии винили её в дефиците мелких монет (что, конечно же, было неправдой, но показывает, насколько огромна была слава Space Invaders). Разумеется, у настолько успешного продукта не могло не быть множества продолжений и подражателей. Некоторые из них мы рассмотрим, но это уже другая история.




Space Invaders помогла аркадной революции.
Первая игра с фоновой музыкой.
Классический шутер, количество подражателей которому исчисляется сотнями!

Комментариев нет:

Отправить комментарий