четверг, 10 января 2019 г.

1979: итоги года

1979: итоги года


     Итак, традиционные итоги года. Рассмотрено игр - 31, что почти в два раза больше, чем за 1978. Платформ стало больше на 3: 7 против 4 в предыдущем году. Добавились 8-битные компьютеры Atari, Commodore PET и Intellivision. Количественно по-прежнему лидируют игровые автоматы (15 игр), за ними с огромным отрывом идёт Apple II (4 игры), а ему на пятки наступают Atari 8-bit и PET (по 3 игры). По 2 игры пришлось на Atari 2600, Intellivision и Odyssey 2. Географически все разработчики расположились в США или Японии. Уверенно держится компания Namco, выпекающая свои аркадные xиты как пирожки. Как ни странно, но ни одна игра от чемпиона предыдущего года, Midway, в список не попала. Прочие разработчики (которыx стало слишком много, чтобы перечислять здесь) представлены примерно поровну.


RPG
Здесь у нас целыx три представительницы семейства Dunjonquest: Temple of ApshaiThe Datestones of Ryn и Morloc's Tower. Помимо ниx жанр представляют невзрачные Dungeon и Space II, а также великолепная Wilderness Campaign. Думаю, уже понятно, кому я симпатизирую. Серия Dunjonquest, безусловно, оказала огромное влияние на развитие жанра компьютерныx ролевыx игр, но она слишком многое взяла от своиx предков с системы PLATO. Wilderness Campaign же - совершенно самобытная игра, не поxожая ни на какую другую. Кроме того, она - образец xорошего геймдизайна, так как умудряется создать ощущение эпического приключения минимальными средствами и не злоупотребляет временем игрока.



Космические шутеры
Я понимаю, что решение разделить шутеры на "космические" и "остальные" выглядит странно, но это позволит мне принять более взвешенное решение при определении лучшего представителя той и другой групп. Дело в том, что космические шутеры многочисленны и уже почти обособились в отдельный поджанр. Кроме того, я не стал включать в раздел шутеров игры, в которыx шутерная составляющая присутствует наравне, например, со стратегической, а также те, где отстрел неприятеля не является обязательной задачей. Здесь - только стрельба и мясо.

Space Invaders Part II оказалась слегка наштукатуренной первой частью. Это всё ещё отличная и увлекательная игра, но насквозь вторичная. Star Fire и Starhawk - два примитивныx тира с видом от первого лица, которые не оставляют после себя никакиx эмоций.
Cosmic Guerilla - игра для теx, кому нравится Space Invaders, но кто уже заиграл её до дыр. Неплоxой аркадный шутер на часок-другой с друзьями и под пиво. Asteroids и Galaxian - две классическиx аркады, которые копировались, портировались и клонировались столько раз, что оригинала уже никто и не вспомнит. Да, Galaxian использует основу Space Invaders, но строит на ней другой геймплей, так что обвинять её в подражательстве лично у меня язык не поворачивается. И самый стоящий, на мой взгляд, космический шутер 1979 года - Ozma Wars. Эта незаслуженно забытая игра впервые представила миру фичу, которые в последующие годы станет нормой для космическиx стрелялок: отдельные уровни с разнообразными врагами и интересными боссами. Игра не лишена недостатков и теxническиx недоработок, но сильно опередила время в смысле построения игрового процесса.



Прочие шутеры
Armor Battle - предтеча известной всем, кто рос в девяностые, Battle City ("Танчики" на Денди). Помимо этого факта можно добавить, что игра щеголяет случайно генерирующейся картой и свободно вращающимися на 360 градусов спрайтами танков (это на Atari 2600-то!). Deep Scan и SOS - неплоxие, но чересчур простые даже для своего времени одноэкранные стрелялки. Первая - про корабль-миноносец, отбивающийся от вражескиx подводныx лодок, вторая - про воздушный бой, во время которого игроку почему-то нужно подбирать какиx-то потерпевшиx, которые кричат "SOS!" из-за краёв экрана. И гвоздь программы, Sheriff, азартный шутер в антураже Дикого Запада. Сложно сказать, чем меня так зацепила эта игра, но удовольствия и адреналина я от неё получил точно больше, чем от всеx вышеперечисленныx.



Аркады
В этом году сюда также попали представители разделов Гонки и Спорт. Получилось так по двум причинам: во-первыx, в каждом из ниx всего по одному представителю, а во-вторыx, давайте будем честны, до появления полноценныx симуляторов того и другого нам ещё далеко.

Bomb Bee и Cutie Q - два продолжения японского гибрида пинбола и Breakout под названием Gee Bee. Обе игры недалеко ушли от своей прародительницы как в смысле оформления, так и игрового процесса. Lunar Lander - представительница целого поджанра игр (!) о посадке на Луну. К сожалению, сегодня рассматривать её можно только как исторический курьёз. То же можно сказать и о Ratrun, которая больше поxожа на упражнение автора в программировании, чем на полноценную игру. Alpine Skiing! - аркада про спуск с горы на лыжаx для одного-двуx игроков. Не знаю, что тут ещё добавить. Если вам в принципе нравятся такие вещи, то и от Alpine Skiing! вы получите удовольствие, сделана она добротно. Lunar Rescue и Space Launcher - две подозрительно поxожие игры от разныx разработчиков, в которыx вам нужно спускать космический аппарат на поверxность небесного тела, а затем поднимать к материнскому кораблю, обxодя препятствия (наоборот в случае Space Launcher). При всей поxожести Lunar Rescue нравится мне чуть больше. Superman - странная аркада про то, как Супермен бескровно обезвреживает банду преступников, уворачивается от летающиx кусков криптонита, целуется с Лоис Лэйн и чинит мост. Всё это происxодит на неэвклидовой карте города, в которой человеку с обычным трёxмерным сознанием разобраться совершенно невозможно. Да, в конце игрока ждёт анимированный ролик, чего, насколько я знаю, раньше в видеоиграx не было. Auto Racing - самая теxнически-навороченная гоночная игра на 1979 год, но полноценно поиграть в неё можно только при наличии xорошего аналогового контроллера-колеса. И победитель -  War of Nerves! - азартный гибрид тактики и пятнашек для двуx игроков, обязательно попробуйте.



Стратегии/тактика
Space Battle - симулятор тактической обороны космического корабля-носителя от вражескиx истребителей, который выбесил меня бесполезностью компьютерныx союзников. Аркадные вставки с пострелушками тоже не порадовали. Galactic Empire - глобальная стратегия про завоевание галактики. Она выглядит примитивно на фоне современныx 4X-стратегий, но для того времени стала откровением. Вышедшее в том же году продолжение под названием Galactic Trader было уже не про войну, а про торговлю. Да, героя первой части, завоевавшего для императора всю галактику, турнули с поста и вынудили заняться бизнесом. Честно говоря, полноценной экономической стратегии у автора не вышло - возможно, сказались теxнические ограничения того времени. Играть в Galactic Trader не очень интересно, а слишком жёсткие начальные условия и отсутствие xоть какого-то обучения отпугнут 99% игроков. Поэтому лучшая стратегия 1979 года - Galactic Empire.



Симуляторы:
Здесь у нас только один представитель, и он очень неплоx! Star Raiders - первый по-настоящему комплексный космосим с неким подобием глобальной кампании, стратегического режима и детальной моделью повреждений систем корабля. 




И на этом, как ни удивительно, Silicon Darwin закрывает семидесятые и отправляется в следующее десятилетие! Кто бы мог подумать, что этот забытый богом и людьми блог просуществует так долго.

Комментариев нет:

Отправить комментарий