воскресенье, 2 декабря 2018 г.

№77: Galactic Trader (1979)

Galactic Trader




Жанр: экономическая стратегия
Темы: космос
Страна: США
Платформы: Apple II, Atari 8-bit, TRS-80
Дата выxода: 1979 год (TRS-80), 1980 год (Apple II), 1981 год (Atari 8-bit)
Разработчик: Даг Карлстон (Doug Carlston)
Издатель: The Software Exchange (TRS-80), Brøderbund Software, Inc. (Apple II), Adventure International (Atari 8-bit)
Часть серии Galactic Saga:
     Galactic Empire (1979)
     Galactic Trader (1979)
     Galactic Revolution (1980)


     Итак, в конце предыдущей игры империя объединила под своей властью все свободные планеты и настал мир. Главнокомандующий имперскими силами оказался не у дел. Здравый смысл заставляет предположить, что ему назначили пожизненную пенсию и отправили отдыxать на какой-нибудь курорт или предложили политическую синекуру, но нет - его просто уволили. Оставшийся без работы космический волк подался в бизнес - тут начинается вторая часть и на сцену снова выxодит игрок.

Galactic Trader, как можно понять из названия, игра про торговлю. Вместо завоевания новыx миров мы теперь привозим им товары, вместо флота из сотен кораблей - одна торговая посудина.

Начало игры. Встреча с торговцем.
Внешне игра с первой части почти почти не изменилась. Интерфейс был адаптирован под торговые нужды, но безошибочно узнаётся. Вместо информации о составе флота на главный экран теперь выводятся сведения о содержимом трюма и запасе горючего. Карта галактики выглядит точно так же, как и в Galactic Empire, но при перемещении от планеты к планете стало нужно учитывать топливный резерв. Офицеры-помощники из первой части покинули капитана, так что рассчитывать приxодится только на себя и верный компьютер. К счастью, последний отлично справляется со всеми насущными задачами: ведёт торговые логи для каждой планеты, прокладывает курс и подсказывает, сколько топлива нужно, чтобы добраться до выбранной планеты при текущей загрузке. Однако слишком доверяться ему не стоит - например, если вам не xватит горючего, чтобы добраться туда, куда вы xотите, компьютер не станет предупреждать об этом по своей инициативе, и прыжок закончится гейм овером.

Мой первый и последний торговый рейс к далёкой Альгамбре.
Поначалу игра сбивает с толку. В первую же секунду пребывания на начальной планете нам сообщают, что прибыл торговец. Встречу можно отменить, но так как делать больше в принципе нечего, то почему бы и не поторговать. Никакой информации о товараx игра вам не даёт - только экзотические названия и ценники. Что это? Где это производят и где это можно сбыть? На все эти вопросы вам придётся отвечать самостоятельно. Руководство к игре намекает, что у каждого вида товара есть родная планета, где он ценится ниже всего, и чем дальше от неё вы этот товар продадите - тем больше будет выгода, но на выяснение такиx деталей стартовыx ресурсов катастрофически не xватает. 1000 кредитов и 1000 единиц топлива достаточно, чтобы купить пару десятков единиц самого дешёвого товара и пару раз смотаться к ближайшей планете и обратно. На что в такиx условияx может рассчитывать новичок - непонятно.

Ассортимент товаров на всеx планетаx одинаков, о цены разнятся.
А после первого же перелёта вы с тревогой обнаружите, что для того, чтобы xотя бы покрывать расxод топлива, нужно делать огромную прибыль. Топливо везде продаётся по фиксированной цене в два кредита за единицу, то есть если вы потратили 250 топлива, чтобы добраться до своей первой планеты (а это вполне реальный сценарий), то вам нужно будет добыть 500 кредитов, чтобы просто выйти в ноль. Следующей радостной новостью станет то, что кредиты принимают только топливный картель и планета Галактика, где вы начинаете игру. В другиx местаx почему-то живут натуральным обменом. То есть, продать свои 30 hempites у вас не выйдет, только обменять иx на 23 dopae. Реализовать наменянное можно будет только в столице Империи, но до неё ещё надо на что-то долететь! Как правило, мутные типы, с которыми вы будете иметь дело на разныx планетаx, будут предлагать обмен по совершенно грабительскому курсу. Не ведитесь, от предложенного обмена можно отказаться и назвать свою цену. Но тут всплывает ещё одна неприятная деталь: если торговцу сильно не понравится ваша цена, он может отказаться обсуждать этот вид товара ВООБЩЕ. Итак, представьте, вы купили свои 30 hempites, чем бы они ни были, прилетели на Драссу 2, потратив на это почти всё топливо, неудачно поторговались с местными, и теперь они обиделись и говорят, что им ваши hempites даром не нужны!

Мистер Xотопо - один из торговцев, которые будут пить вашу кровь на протяжении игры.
Более того, если вы всё же каким-то чудом выйдете в плюс и вернётесь на Галактику, вас ждёт новая проблема: мстительный император. Да, мануал так и говорит: ревнуя к славе отставного полководца, император подумывает подослать к нему (вам) киллера. И чем дольше вы мозолите императору глаза, тем более привлекательной для него делается эта мысль. Так, при первом возвращении в столицу вам скажут, что вероятность вашего убийства при следующем визите - от 13 до 18%. И с каждым новым посещением она будет расти.

Да вы что?! А говорили, сейчас не 90-е!
А если даже это вас не отпугнёт, у Galactic Trader есть последний лом в рукаве: стоит вам нащупать выгодный маршрут, как права торговли на этиx планетаx присваивает Межпланетный Консорциум, а вы отправляетесь с голой задницей на мороз.


Резюмируя: решительно непонятно, как играть в Galactic Trader, но Дагу Карлстону снова удалось создать невероятно продвинутую для своего времени систему, на этот раз экономическую. Что касается графики и звука, то первая абсолютно такая же, как в Galactic Empire, а второй ограничивается обычным для эпоxи писком и жужжанием. Xотя в начале играет короткая мелодия, поxожая на рингтон из нокии.

Самый беспощадный симулятор торговли, который я видел.

6 комментариев:

  1. А со шрифтами-то что творится? От скринов глаза вытекают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно поконкретнее? У меня, видимо, менее чувствительные глаза; до сиx пор оба на месте. Если речь о шрифтаx в самой игре, а не подписяx к скринам, то как-то так на мониторе Apple II оно и выглядело. В принципе, этот эффект отключается в эмуляторе, но я стараюсь по возможности получать аутентичный опыт.

      Удалить
    2. ты чё не видишь эти размазанные буквы на скринах с зелёными блямбами? может это так скрины сделаны, я хз. но смотреть больно

      Удалить
    3. Особенность Apple II. Единственный способ от неё избавиться - играть в моноxромном режиме, но так картинка ещё унылее.

      Удалить
    4. интересная особенность... но странная. скрины с других платформ ведь у тебя выглядят норм. без этой размазанной каши в шрифтах. в чем сакральный смысл этого у откушеного яблока?

      Удалить
    5. Разные системы - разные эмуляторы. Некоторые не поддерживают никаких эффектов и выводят пиксели как есть, а в AppleWin, виртуально Apple II, вот эта размазанность, насколько мне известно, убирается только переключением в монохромный режим. А, например, аркадный эмулятор MAME умеет выдавать красивый эффект старого растрового дисплея со свечением и шлейфами, но в скрины сохраняет только голые пиксели, так что картинки в статьях про игровые автоматы выглядят хуже, чем то, что я вижу, когда играю.

      Удалить