суббота, 14 января 2023 г.

№142: Defender (1981)

 Defender




Жанр: аркада, шутер
Темы: пришельцы
Страна: США
Платформы: Игровой автомат, Adventure Vision, Apple II, Atari 2600, Atari 5200, Atari 8-bit, ColecoVision, Commodore 64, Intellivision, Macintosh, PC, TI-99/4A, VIC-20, Xbox 360
Дата выxода: февраль 1981 года
Разработчик: Williams Electronics, Юджин Джарвис (Eugene P. Jarvis)
Издатели: Williams Electronics
Потомок: Protector

    Defender -- космический шутер с видом сбоку, который для геймеров в 80-х должен был выглядеть как для игроков в нулевых первый Crysis. Привыкшим к монохромным пострелушкам на статичном поле людям вдруг предложили возможность свободно перемещаться по уровню длиной в несколько экранов, сочную VGA-графику и сумасшедшие для того времени particle-эффекты. Удивительно, но мгновенного хита не вышло, популярность Defender набирала медленно. Считается, что из-за сложной схемы управления и геймплея, непривычного для фанатов Space Invaders.


Сверху показана карта уровня. На ней видно положение игрока,
врагов и людей.


И правда, Defender помимо быстрых рефлексов требует многозадачности. Враги не только пытаются сбить корабль игрока, но и похищают раскиданных по уровню человечков. Пришелец подхватывает жертву и тащит к верхней границе экрана, где мутирует в более быструю и агрессивную форму, которая начинает целенаправленно преследовать игрока. Этот процесс можно остановить, подстрелив похитителя или жертву. Но просто подбить пришельца мало: нужно подхватить падающего человека и бережно опустить на землю. Терять людей слишком часто нельзя, ведь как только все они похищены или убиты, планета взрывается и на игрока налетает огромный вражеский рой, продержаться против которого дольше нескольких секунд невозможно. И если вдруг всего этого вам мало, то знайте: на зачистку уровня отведено ограниченное время, по истечении коего спаунятся несколько летающих тарелок повышенной смертоносности, которые почти наверняка надерут вам задницу. Ну а если и это не кажется вам достаточно сложным, то вот ещё забавный факт: количество живых людей между уровнями не восстанавливается, как не восстанавливается оно и после смерти игрока.



Кроме того, Defender -- быстрая игра, так что времени продумывать стратегию особенно нет. А начиная со второго уровня на помощь относительно пассивным в отношении игрока похитителям приходит два новых типа врагов. Одни оставляют в воздухе "мины", вторые разделяются на целый рой чертовски шустрых и непредсказуемых камикадзе.

А что же игрок? Что он может противопоставить этой угрозе? Честно говоря, немного. Кроме стандартной пушки в его распоряжении есть три бомбы, ликвидирующие все цели в пределах экрана, ну и всё. Корабль игрока -- шустрый и манёвренный, но к управлению нужно привыкнуть. Высота регулируется традиционно кнопками вверх и вниз, а вот перемещение в горизонтальной плоскости устроено хитро: есть кнопка газа для набора скорости и кнопка поворота, разворачивающая корабль влево-вправо. Кроме того, на перемещение в горизонтальной плоскости действует инерция, то есть, набрав скорость, мгновенно развернуться и полететь в другую сторону не получится. При всём при этом странным образом управление не ощущается сильно неудобным, к нему быстро привыкаешь, но полностью перестать влетать во врагов по инерции у меня так и не получилось.



Defender -- сложная игра, но это, как бы сказать, доброкачественная сложность. Ни разу за время игры у меня не было чувства, что я проиграл из-за кривого управления или нечестного поведения противника. Очевидно, игроки тогда пришли к тому же выводу, и со временем Defender стала живой аркадной классикой наряду с Donkey KongPac-ManBerzerk и прочими. Возможно, не в последнюю очередь благодаря крайне симпатичной графике: картинка Defender никогда не бывает статичной, по экрану разбросано множество переливающихся элементов, спрайты симпатично анимированы, взрывы -- не просто анимация из двух-трёх кадров, а фонтаны частиц, разлетающиеся по всему экрану. Даже простой выстрел корабля игрока выглядит как переливающийся разными цветами луч, а не стандартная белая горошина. Всё это вы сможете оценить, посмотрев видео, которое я прикреплю в конце. При этом игра на оригинальном железе шла абсолютно плавно. Конечно, это касается оригинальной версии для аркадного автомата. Позже Defender портировали на множество платформ, и качество этих версий могло сильно отличаться от оригинала. Кстати, о портировании: для любителей более спокойных и вдумчивых развлечений Defender даже адаптировали в виде настольной игры!



Единственный аспект игры, который не вызвал у меня положительных эмоций -- это звук. Он не то чтобы плохой, он просто есть и исполняет свою функцию, но не более. Впрочем, для той эпохи это обычная ситуация.

Как часто происходит с успешными играми, формулу Defender с большим или меньшим успехом пробовали повторить многочисленные имитаторы, но было и несколько официальных сиквелов, о которых мы поговорим позднее. Что касается первой Defender -- однозначная рекомендация от меня. Сегодня игра доступна на современных платформах в качестве многочисленных сборников и отдельно в сервисах.



Комментариев нет:

Отправить комментарий