воскресенье, 9 февраля 2025 г.

№180: Utopia (1981)

 Utopia




Жанр: экономическая стратегия
Темы: современность
Страна: США
Платформы: Intellivision, Aquarius, Windows, Xbox 360
Дата выxода: 1981 год
Разработчик: Mattel Electronics, Дон Даглоу (Don L. Daglow)
Издатель: Mattel Electronics

    Градостроительные и 4X-стратегии всегда были одними из моих любимых жанров, и я с нетерпением ждал, когда же представится случай рассмотреть их в рамках блога. Да, у нас уже были Hamurabi и Santa Paravia, но с геймплейной точки зрения они настолько примитивны, что их и играми-то назвать сложно. Была также Galactic Trader, но она полностью про торговлю, а не про строительство и развитие. Таким образом Utopia становится первой полноценной градостроительной стратегией с графическим интерфейсом, которую вы увидите на этих страницах. В своём большом генеалогическом древе игр я бы расположил её недалеко от Санта Паравии, с которой их объединяет наличие графического оформления.




    После стандартного для Intellivision стартового экрана игра предлагает выбрать количество сроков и их длину. Игра идёт в реальном времени, так что называть их ходами я не буду, это скорее раунды ограниченной длины, по окончании каждого подсчитывается прибыль, прирост или убыток населения и победные очки. Определившись с параметрами партии (никаких настроек размера карты, сложности и т.п.), вы оказываетесь в игре. Встречает вас экран с двумя пустыми островами. Мир игры фиксирован, он не меняется от партии к партии. По водным просторам снуют косяки рыб и чьи-то корабли, сверху пролетают ураганы и дождевые облака. Все эти вещи влияют на игровой процесс, но пока на них можно не обращать внимания. Главный вопрос: как и что строить?




Приглядевшись повнимательнее, вы обнаружите два курсора-рамки для двух игроков. Да, Utopia рассчитана на игру вдвоём. Играть одному можно, но не так интересно, ниже я объясню, почему. В этом случае второй остров нужно просто игнорировать.

Итак, разобравшись, как двигать курсор, вы всё равно ничего не поймёте. Привычного современному игроку интерфейса с инфографикой, опциями строительства и прочим тут нет. Игра показывает только сумму денег на счету игрока, текущий срок и оставшееся до его конца время. Без мануала или хотя бы идущей с игрой накладки на контроллер понять Utopia невозможно.


Из руководства можно понять: чтобы построить объект, нужно нажать соответствующую
цифровую клавишу на контроллере и потом Enter.


Как видите на скриншоте из игры выше, разбираясь в управлением, я случайно построил школу, жилой район и грядки с какой-то культурой. На этом выделенные игрой средства подошли к концу и всё, что мне остаётся -- это ждать конца срока и надеяться, что кто-то ссудит ещё. И это подводит нас к главному вопросу: как победить в Utopia, в чём цель игры? А цель -- простая: набрать больше очков, чем у соперника (при одиночной игре просто как можно больше очков). Очки в конце каждого срока начисляют за урожайные поля, школы, больницы, жилые районы и рыбацкие суда. Важно понимать, что деньги и победные очки -- не одно и то же. Победные очки начисляются за благополучие граждан, а деньги на это самое благополучие тратятся. Поэтому первоочередная задача игрока -- наладить получение прибыли. На раннем этапе хорошим источником такой прибыли станут сельскохозяйственные поля. Они дёшевы, приносят скромный, но стабильный доход в конце срока и дополнительный каждый раз, когда над ники проходят дождевые облака. Их главный недостаток в том, что в конце срока поле с какой-то вероятностью становится непригодным к использованию и исчезает, вынуждая снова тратить деньги. Засеивать стоит юго-восточную часть острова, там дождевые облака проходят чаще всего.


Так как второй игрок бездействует, на его территории начинают появляться отряды повстанцев.


Когда юг острова засеян и начал приносить какой-никакой доход, стоит задуматься о постройке фабрики. Фабрика стоит дорого, но приносит намного больше денег, чем поля. Казалось бы, застраивай весь остров только ими, но нет: фабрики создают загрязнение, а оно увеличивает смертность и вызывает недовольство людей. Недовольные люди склонны сбиваться в партизанские отряды и совершать диверсии. Вы можете построить форты, которые защищают от партизан, но лучше строить школы -- они не только повышают уровень жизни, но и увеличивают продуктивность существующих фабрик, так что вам не придётся превращать всю территорию в индустриальный ад. А для борьбы с вредным воздействием фабрик можно возвести больницу. Когда доход станет стабильно высоким, остаток игры следует потратить на постройку жилплощади, больниц и школ. В конце концов, ваша главная цель -- победные очки, а именно эти здания их генерируют.




Я не поговорил про ещё один аспект игры, мореходство. Это потому, что так и не понял, как управлять кораблями. Тем не менее, они бывают двух видов: рыбацкий и военные. Первые нужно устанавливать на пути косяков рыб для генерации дохода, а вторые нужны для защиты первых от пиратов и военного флота соперника.

Играть в Utopia вдвоём должно быть намного веселее, ведь вы можете не только развивать свой остров, но и строить козни соседу: как насчёт потопить его рыбацкие лодки? или заслать к нему повстанцев? Но даже в формате одиночной игры видно, как стали наконец формироваться черты жанра в его современном виде. Позднее Utopia повлияет на таких классиков индустрии как Уилл Райт и Сид Мейер.






Комментариев нет:

Отправить комментарий