суббота, 2 июля 2016 г.

Bertie the Brain (1950)

Bertie the Brain


Внушительное обрамление для игры, которой до появления смартфонов баловался в тетрадке каждый школьник.


Жанр:
логическая игра/конверсия настольной игры
Тема: нет
Страна: Канада
Платформа: компьютер Bertie the Brain
Дата выхода: 25 августа 1950 года
Разработчики: Rogers Majestic, Josef Kates
Издатель: нет
Потомок: OXO


     Всего через три года после Cathode-ray tube amusment device на свет появился второй кандидат на звание первой в мире видеоигры. Как мы увидим позже, Bertie the Brain также не удовлетворяет всем критериям определения "видеоигры", так что вопрос о первенстве остаётся открытым.

Автор, Джозеф Кейтс (Кац), родился в 1921 году в Вене в семье австрийских евреев Баруха и Анны Кац. Как вы понимаете, жизнь еврейского юноши в то время оказалась нелёгкой: бегство от нацистов в Италию, а потом в Британию, депортация как потенциально враждебного элемента в Канаду, два года в лагере. После выхода на свободу в 1942 году Джозеф осел в Торонто и устроился на работу в Имперскую Оптическую Компанию, где два года занимался созданием точной оптики для канадского флота. Оттуда перешёл в Rogers Vacuum Tube Company, а затем в вычислительный центр при Университете Торонто. В обоих местах деятельность Кейтса была связана с разработкой радиоламп. Где-то в начале 50-го года Джозеф Кейтс решил, что настало его время двигать прогресс и сконструировал лампу-аддитрон. Одна такая лампа могла выполнять роль полного сумматора, для чего требовался комплект из 10 обычных вакуумных ламп.

Для демонстрации своего изобретения на Национальной выставке в Торонто Кейтс и собрал устройство, которое назвал Bertie the Brain. По сути это компьютер для игры в крестики-нолики. Внушительное устройство состояло из 4-метрового корпуса, панели с девятью кнопками, организованными в поле 3 на 3, и дисплея для отображения хода игры. Справа от дисплея располагались индикаторы, которые показывали, чей сейчас ход.


Схема аддитрона.


В отличие от полностью аналогового CRTAD, в Bertie the Brain использовался цифровой компьютер, что ставит его ближе к нынешним электронным развлечениям, и даже имелось три уровня сложности ИИ. Однако дисплей представлял собой просто массив из цветных ламп за стеклянным экраном, неспособный к выводу каких-то иных изображений.

Как и CRTAD, Bertie the Brain остался просто малоизвестным историческим курьёзом, и даже его основная задача - продвижение лампы-аддитрона - оказалась проваленной: ещё до того, как Кейтс уладил все дела с патентом, вакуумные лампы были вытеснены транзисторами. Это не нанесло непоправимого вреда карьере Джозефа Кейтса, который позже стал основателем своей собственной компании, не имеющей, однако, никакого отношения к игровой индустрии и поэтому для нас малоинтересной. После выставки Bertie the Brain был разобран и навсегда забыт.

Раз уж мы здесь, почему бы не взглянуть одним глазом на историю игры, ставшей основой для Betie the Brain? У нас она известна под именем "крестики-нолики" или ранее как "херики-оники". Считается, что происходит от древней китайской игры "вэй-чи" или "гомоку" по-японски, где два игрока по очереди выкладывали на расчерченную клетками доску белые и чёрные камешки, пытаясь выложить линию нужной длины и не дать сделать того же своему противнику.

Первая игра, использующая цифровой компьютер.
Первая конверсия настольной игры.
Первая логическая видеоигра.
Первая игра, имеющая настраиваемый уровень сложности.
Первая игра с искусственным интеллектом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий