четверг, 23 июня 2016 г.

Cathode-ray tube amusement device (1947)

Cathode-ray tube amusement device




Жанр: занимательная электротехника
Тема: Вторая Мировая
Страна: США
Платформа: специально собранное аналоговое устройство
Дата выхода: 25 января 1947 года
Разработчики: Thomas T. Goldsmith Jr, Estle Ray Mann
Издатель: нет

     Если вы остановите на улице случайного человека и спросите, с чего началась история видеоигр, то скорее всего он пошлёт вас подальше скажет: с Super Mario Bros, Tetris или стрип-покера на компе его папы. Особенно продвинутые назовут Space War! или Pong. Я бы тоже мог удовлетвориться одним из этих ответов, но научная любознательность заставляет углубиться в дебри истории.

Первая задокументированная попытка человека создать интерактивное развлекательное приспособление, снабжённое электронно-лучевой трубкой, произошла аж в 1947 году. Тогда двое сотрудников производителя телевизионного оборудования DuMont Laboratories, Томас Голдсмит младший и Эстл Рей Манн, собрали своё Увеселительное Устройство с Электронно-Лучевой Трубкой (далее для удобства УУЭЛТ). Неизвестно, с какой именно целью было создано устройство, но до массового производства дело не дошло: авторы продемонстрировали его руководству DuMont Laboratories, получили патент, а затем поставили в шкаф и забыли. В развитии игровой индустрии оба в дальнейшем не участвовали. Томас Голдсмит стал профессором физики в Университете Фурмана, о судьбе Манна информации я не нашёл. Известно, что Голдсмит, уходя из DuMont Laboratories, забрал УУЭЛТ с собой и демонстрировал коллегам на новом месте.


Томас Т. Голдсмит


Спорный вопрос, можно ли считать УУЭЛТ первой видеоигрой. Технически оно удовлетворяет не всем критериям: не имеет цифрового компьютера и не использует программного кода. Тем не менее, я считаю правильным начать именно с него. К сожалению, изображений УУЭЛТ не сохранилось, читателю придётся довольствоваться моим путаным объяснением. ЭЛТ использовалась для вывода движущейся точки на экран осциллографа (напоминавший экраны радаров, над которым Голдсмит работал во время войны). Вращая одну из двух управляющих рукояток, игрок мог изменять высоту дуги, по которой точка перемещалась из одного конца экрана в другой. Эта точка символизировала летящий артиллерийский снаряд. В определённый момент, наступление которого можно было регулировать другой рукояткой, точка расплывалась, что обозначало взрыв. Поверх экрана были наклеены полупрозрачные силуэты разной военной техники, которые использовались в качестве целей: механизмов для вывода сложной графики тогда не было. Разумеется, игра не могла сама вести счёт, рядом с игроком должен был сидеть беспристрастный судья, фиксирующий его успехи.


Контур устройства из материалов, предоставленных для получения патента.


Появление УУЭЛТ нельзя назвать отправной точкой в формировании игровой индустрии. Время и обстоятельства к этому не располагали: DuMont Laboratories не стали запускать устройство в продукцию, и до недавнего времени широкие массы вообще о нём не знали. УУЭЛТ осталось просто историческим курьёзом, а его создатели занялись другими, более важными и интересными вещами. Тем не менее, как и в живой природе, эволюция не идёт по прямой. Эволюция это пробы, ошибки и миллионы тупиковых путей, которые, хотя никуда и не ведут, интересны сами по себе.



Первый обзор этого блога!
Первый интерактивный игровой аппарат, использующий кинескоп.
Первая игра, посвящённая Второй Мировой.
Первая видеоигра, в принципе.

2 комментария:

  1. У вас на последней иллюстрации PDP-1, на которой работала Spacewar!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И правда, мой косяк. Оставлю вместо него ссылку на видео по теме.

      Удалить