среда, 26 апреля 2023 г.

№150: The Oracle's Cave (1981)

 The Oracle's Cave




Жанр: роуглайк, адвенчура, ролевая
Темы: фэнтези, подземелья
Страна: Британия
Платформы: ZX81, ZX Spectrum, Commodore 64
Дата выxода: 1981 год
Разработчик: Doric Computer Services
Издатель: Doric Computer Services

    The Oracle's Cave -- одна из тех игр, для которых я не нашёл полного мануала, поэтому как обычно начать с пересказа предыстории не выйдет. Играем за приключенца в пещерах; приключенцу, чтобы выбраться, нужно собрать некое количество сокровищ, один квестовый артефакт на выбор и победить Оракула. Всё это за пять игровых дней.




Создания персонажа нет, единственный выбор перед стартом -- сокровище какого монстра нужно донести до выхода. Выбираем -- и мы в игре. Сразу бросается в глаза непривычный для игр такого жанра вид сбоку. Тем не менее, никакого экшена или, прости господи, платформинга в игре нет: всё происходит в пошаговом режиме.




Эффективность персонажа определяется комбинацией энергии (которая расходуется на всё), ран (которые получаются в бою) и оружия (которого поначалу нет). Чем больше энергии и меньше ран -- тем лучше персонаж проявляет себя в бою. Чтобы восстановить силы, можно отдыхать, но на это тратится драгоценное время. Повысить боеспособность можно за счёт кинжала, секиры или меча, но их сначала предстоит добыть. Графа Combat в интерфейсе -- это общая сила героя с учётом всех факторов. Оружия кстати герой может нести сразу два экземпляра.

Treasure -- это совокупность всех неквестовых сокровищ, переведённая в денежный эквивалент. Интереснее графа Articles. Это набор вспомогательных артефактов, которых герой может нести до трёх штук. Среди них -- еда и вино, повышающие энергию; зелья и мази, заживляющие раны; верёвка, при помощи которой можно подняться или спуститься на уровень, если нет лестницы; магическое кольцо, позволяющее стать невидимым и украсть сокровище у одного монстра; накидка, защищающая от ран первые три раунда в бою.

Как выглядит игровой процесс? Вы начинаете в пустой комнате, откуда есть путь вправо и влево. Управляется герой вводом однобуквенных команд. М -- движение. Нажимаем М, потом (R)ight, (L)eft, (U)p или (D)own и смотрим анимацию героя, бредущего в указанном направлении. Должен сказать, что в видео по ссылке игра ускорена в два раза. Играть на оригинальной скорости мучительно долго и скучно. Итак, герой переместился в другую комнату. Что он там увидит? Практически наверняка -- монстра. Бестиарий стандартный: пауки, змеи, огры, циклопы, летучие мыши, злые колдуны. Разве что Оракул похож на гибрид бехолдера и осьминога. Никаких особых умений у них нет, различаются твари только силой. Кроме охранника в комнате будет сумка монет или другое сокровище и один из вспомогательных предметов. В этот момент у игрока есть выбор: сразиться за добычу или вернуться обратно и попробовать пойти в другую сторону. Если вы выбрали бой, вам покажут короткий мультик, после чего у героя и монстра снизится боеспособность. Оценив результат, вы можете либо отступить, либо продолжить схватку. Падение боеспособности до нуля не убивает героя, но телепортирует в одну из безопасных комнат, где можно отдохнуть и залечить раны. На практике после этого можно начинать игру сначала, потому что лимит времени не оставляет права на ошибку.


Оракул охраняет выход.


На случай, если вы оказались заперты между комнатами с сильными монстрами и не можете продвинуться дальше разработчики ввели ещё одну опцию: секретные проходы. Увидев на полу комнаты буквы SP, вы можете при перемещении нажать S и перейти в неизвестную заранее комнату, не связанную напрямую с той, где находится герой. Эти проходы, как и карта пещеры, не случайны, так что при желании можно зарисовать схему.


Обратите внимание, вместо лестницы -- верёвка.


Глядя на карту в правой части экрана, вы можете увидеть комнаты с буквами D, M, K и C. Это те самые квестовые монстры, у которых вам нужно отобрать одно из сокровищ. К сожалению, одного этого мало: для победы вам надо обчистить большую часть пещеры, собрать два меча и защитную накидку, после чего в отдохнувшем и здоровом состоянии добраться до Оракула и победить его. Скажу честно: у меня не вышло. Сами по себе эти этапы выполнимы, но игра слишком зависит от случайного распределения ресурсов и даёт слишком мало времени. Победный забег должен быть выполнен без единой ошибки и с идеальным распределением предметов на карте. Дай авторы возможность выбирать лимит времени или количество сокровищ, нужное для победы, и игра была бы ничего. Как есть -- это просто источник фрустрации. Тем более, что один из нужных предметов, накидку, получить можно только при помощи команды (E)xplore, которая позволяет найти в пустой комнате ещё один предмет, но чаще всего приводит к потере одного из уже собранных.

Графика симпатичная, но долгие анимации в игре, которая и без того движется со скоростью ленивца, только злят. Опять же не помешала бы возможность их отключить, как только вау-эффект сменится раздражением. А вот звука в The Oracle's Cave не завезли вообще.

Как итог: рекомендовать The Oracle's Cave даже хардкорным любителям рогаликов я не могу. Слишком высокая сложность и низкая скорость. Годом раньше Rogue уже показала, как нужно делать такие игры.







Комментариев нет:

Отправить комментарий